Популярная механика, 1950 год. Автор — Томас Стимсон.
Механизации добычи и улучшение технологии обработки — снижает стоимость сланцевой нефти, в результате чего она может конкурировать с обычной нефтью за деньги покупателя.
Отработанный сланец сбрасывается вниз с помощь бульдозеров.
По оценке, главы отдела синтетических топлив Горного бюро США В.С. Шредера, бензин произведенные из сланцевой нефти может стоить всего 2,8 цента за один литр. Данные расчеты основаны на практических исследованиях, проведенных на опытном заводе около города Райфл, штат Колорадо, где добывают сланец и доставляют его в огромные реторты для экстракции нефти и дальнейшей переработки ее в бензин. Так же производятся мазут и остальные типичные продукты нефтепереработки.
Схема переработки нефтяного сланца
Конечную стоимость сланцевого бензина значительно повышают накладные расходы, транспортные издержки, налоги. Однако можно ожидать, что конечная стоимость нефтепродуктов получаемых из сланцев будет стоить в том же диапазоне цен, что и нефтепродукты, вырабатываемые из обычной нефти.
Все же это не означает, что на рынок хлынут потоки бензина и моторного масла, выработанных из нефтяного сланца. С одной стороны, в США и мире в целом наблюдается временное перепроизводство нефти. По крайней мере, в течение следующих нескольких лет Соединенные Штаты обеспечены нефтью, однако не надо забывать, что суточное потребление нефти составляет порядка 6 миллионов баррелей.
К тому же нефтяники утверждают, что постройка завода по обработке сланцев производительностью в 100 тысяч баррелей нефти в сутки обойдется в сказочные 400 миллионов долларов. Нет ни одной нефтяной компании, которая может себе позволить такие огромные инвестиции, пока у нее есть достаточное количество запасов обычной нефти, что бы обеспечивать нефтеперерабатывающие заводы. А маленькие заводы по переработке нефтяных сланцев не могут обеспечить той стоимости нефти, которая возможно на большом производстве.
В место того что бы сражаться за снижения стоимости, завод в Райфл просто является подтверждением, того что в США есть скрытые ресурсы на столетия вперед по производству жидких углеводородов. И теперь проблема сокращения запасов нефти и газа в стране стоит не так остро. Залежи нефтяного сланца Грин Ривер расположенные в штатах Колорадо, Юта и Вайоминг, охватывающие площадь 10 тысяч квадратных километров, по оценкам содержат не менее 300 миллиардов баррелей извлекаемой нефти
.
Штаты Юта, Колорадо, Вайоминг располагают запасами сланца расположенными на площади 10 тысяч квадратных километров.
В обязанности, инженера по сбору информации на заводе в Райфл, Бойда Гатри входит разработка наиболее эффективных способов добычи нефти и переработки ее в конечные продукты. Он оценивает все предложения, поступающие от сотрудников компании, а так же отслеживает зарубежные новинки, касающиеся нефтяной промышленности.
На территории Райфл расположен пласт сланца толщиной 34 метра, который содержит более 250 миллионов баррелей нефти на один квадратный километр и используется для отработки методов добычи. Вход в шахту расположен на стене утеса, а сама шахта представляет собой подземный карьер.
В настоящий момент при среднем производстве 1491 тонны нефтяного сланца в день, прямые издержки на добычу и транспортировку сланца составляют 32,9 цента за тонну. Что в два раза меньше предыдущих оценок. Такое снижение стало возможно в связи с заменой ручного труда по дроблению породы на механический и применению 15-ти тонных дизельных грузовиков в место обычных автомобилей. Грузовики въезжают прямо в шахту и везут сланец к перерабатывающему заводу.
Погрузка сланцевой породы в грузовик.
Пещера представляет собой огромное помещение высотой 30 метров, потолок поддерживают столбы высотой 30 метров. Выработка шахты делается на трех уровнях и в поперечном сечении шахта представляет собой три гигантские ступени. Верхняя ступень составляет около 14 метров от потолка до пола, следующая ступень порядка 11 метров. За ней идет самый нижний выступ. 72 отверстия глубиной 8 метров бурятся специальным мультибуром двумя рабочими в течении 6 часов. Затем порода подрывается с помощью динамита. На нижних выступах производятся точно такие же операции.
Двое рабочих бурят отверстия в породе.
Перед перерабатывающим заводом нефтяной сланец измельчают до размера от 3 до 12 сантиметров и с помощью ленточного конвейера загружают в реторту. Где происходит экстракция нефти при нагреве.
Грохот и пыль — это сброс 35 тонн отработанного сланце сбрасываются из реторты.
Реторта, которая находится в Райфле, работает по периодическому циклу. Некоторые нефтяные компании разрабатывают реторты непрерывного действия и некоторые из них проходят испытания здесь в Райфл.
Экспериментальная установка по непрерывному циклу переработки сланца в нефть.
Общим принципом работы всех реторт является использование тепла получаемого от сжигания отработанного сланца для выделения из сланца нефти. Полученная таким образом нефть перекачивается на небольшую нефтеперерабатывающую установку, предназначенную для крекинга нефти. Вырабатываемое здесь дизельное топливо и бензин используется для заправки автомобилей работающих на заводе, а так же поставляется на местный рынок для продажи.
Бензином вырабатываемом из сланцевой нефти заправляются все автомобили работающие на заводе.
Нефть, полученная из сланцев, содержит в своем составе множество примесей серы, азота и кислорода и для переработки ее в высококачественные нефтепродукты требуются достаточно дорогостоящие технологии. Однако это компенсируется более дешевой добычей сланцевой нефти. Нефть, из сланцев получаемая с помощью разработки шахтным способом и переработки с помощью реторт, более дешева по сравнению с нефтью добываемую с помощью скважин.
Нефтеперерабатывающий завод.
Горное бюро также изучает возможность получения жидкого топлива из различных аграрных культур, таких как кукуруза, ищет пути добычи нефти из истощенных нефтяных месторождений и испытывает методы преобразования углеводородов содержащихся в угле в жидкое топливо. Работы, начатые как чрезвычайные меры во время войны, превратились в программу, которая принесла уверенность США в том, что она обеспечена жидкими видами топлива на следующие 1000 лет.
|