сайт для профессиональных нефтяников
Главная » Статьи » История нефтяной промышленности » Снабжение бензином армии во время второй мировой войны

Почему немецкая армия бросила столько техники в декабре 1941?
В июне 1942 г. академик С.С. Наметкин направил служебную записку начальнику Управления снабжения горючим Красной Армии бригадному инженеру М.И. Кормилицыну. В ней ход битвы под Москвой рассматривается «со специальной точки зрения» — под углом снабжения немецкой армии горючим и смазочными материалами. Академик следил за событиями на Западном фронте и изучал состав и свойства моторного топлива и смазочных масел, применяемых немецкой армией. Следует отметить, запасы нефти в самой Германии были ничтожны. Еще задолго до войны она наладила производство горючего из угля и угольных смол, торфа и отходов деревообработки, водяного газа и т.п. В основном выпускался так называемый синтетический бензин. Его непременные компоненты — ароматические углеводороды, прежде всего бензол, застывающий при температуре плюс 5,4ºC.
оставленная немецкая техника в 1941 году
Для справки. Обычный, из нефти, бензин полноценно работает, как правило, до минус 45–55 градусов. Именно таким снабжалась Красная Армия. Основное количество немецкого горючего теряло дееспособность уже при минус 10–15. Зачастую составлялись смеси зимних и летних сортов. Например, одна из проб применявшегося немцами бензина, отработанная весной на Западном фронте, застывала при минус 36-ти. При минус 28-ми градусах начиналось выпадение отвердевших компонентов. Понятно: в разгар холодов такой или более «зябкий» бензин, теряя подвижность, переставал поступать в двигатель. Техника оказывалась «грудой металла».
оставленная немецкая техника в 1941 году
Но зимними марками бензина вермахт все же располагал. Вспомним о румынской нефти в руках фашистов, а также довоенные поставки из Советского Союза, трофеи... Немецкие «морозоустойчивые» бензины: с низкой температурой замерзания, малым содержанием бензола и высоким октановым числом — не уступали советским. Правда, шли они в основном для авиации. На наземной технике использовались лишь в самую холодную зимнюю пору: предписывалась строжайшая экономия.
«В условиях рано наступивших зимних холодов, — пишет С.С. Наметкин, — вся техника германской армии встала, так как в бензиновых баках машин в одно морозное утро вместо жидкого топлива оказалась каша — смесь мельчайших кристаллов выпавшего бензола с жидкой трудно застывающей частью моторного топлива». «Просчеты германского генштаба с горючим» для него были бесспорны. То же — со смазочными материалами. Вот свидетельство генерала Гюнтера Блюментрита: «Суровый климат оказывал воздействие и на оружие. Смазка на оружии загустевала так, что часто невозможно было открыть затвор, а глицерина или специальных масел, которые можно было бы использовать в условиях низких температур, у нас не было. Под танками ночью приходилось поддерживать слабый огонь, чтобы двигатели не замерзали и не выходили из строя».
Свою записку академик С.С. Наметкин завершает выводом: «Анализ данных по составу и свойствам горючего и смазочных масел, принятых на снабжение в германской армии, показывает, что ранняя зима 1941–1942 гг. застала ее с „летними“ сортами горючего и масел; смена „летних“ на „зимние“, в том числе из-за ставки на молниеносную войну, была подготовлена недостаточно»... Могут спросить: «А как же мужество, самопожертвование, героизм, полководческий талант — неужели они не в счет?..» Вывод академика С.С.Наметкина отнюдь не ставит все это под сомнение.
На поле брани наш народ сделал свое дело. А русская природа — свое. Просто температурная аномалия применительно к горючему, «противоборствовавшему» под Москвой, способствовала славе именно нашего оружия.
Категория: Снабжение бензином армии во время второй мировой войны | Добавил: admin (03.11.2010)
Просмотров: 8866 | Теги: 1941, топливо, замерзает, война, снабжение, техника, бензин

copyright aznunion © 2009-2018
Яндекс.Метрика