сайт для профессиональных нефтяников
Главная » 2012 » Февраль » 17 » День рождение Службы горючего
17:52
День рождение Службы горючего

17 февраля 2012 года Управлению (ракетного топлива и горючего) департамента ресурсного обеспечения Минобороны России исполняется 76 лет.

Служба горючего — самая молодая в системе Тыла Вооружённых Сил РФ. Она была создана в 1936 году в связи с бурным развитием вооружения и военной техники, требовавших всё большего количества горючего, смазочных материалов и спецжидкостей (ГСМ). Тогда стала очевидной необходимость создания организационно-штатной структуры для бесперебойного обеспечения горючим боевой подготовки и боеготовности армии и сил флота.

Создателем и первым руководителем Службы горючего стал комкор Николай Мовчин. По его докладу на Реввоенсовете СССР 11 января 1933 года было создано Управление снабжения топливом РККА, которое после ряда реформ 17 февраля 1936 года стало Управлением снабжения горючим РККА. Эту дату и принято считать днём создания Службы горючего. Вместе с Минобороны России День Службы горючего отмечают наши коллеги и в других силовых ведомствах.

Ссылки по теме — старые фото про Службу горючего, Почему немецкая армия бросила столько техники в декабре 1941?, Организация топливного хозяйства в Красной Армии в годы второй мировой войны, Действующая армия... не знала трудностей с нефтепродуктами.

В преддверии праздника на вопросы «Красной звезды» ответил начальник Управления (ракетного топлива и горючего) Департамента ресурсного обеспечения Минобороны РФ полковник Павел БАРИНОВ.

Визитная карточка

Павел Геннадьевич Баринов родился 9 апреля 1972 года в г. Гомель Белорусской ССР. Окончил Ульяновское высшее военно-техническое училище (1994 г.), Военную академию тыла и транспорта (2003 г.). Занимал различные должности в структуре Службы горючего. Проходил военную службу в ЛВО, СибВО, ПурВО, ЦВО.

— Павел Геннадьевич, как происходило становление Службы горючего?

— Служба горючего реформировалась и развивалась в строгом соответствии с реальным состоянием армии и флота и надёжно обеспечивала всё возрастающим объёмом горючего и боевую подготовку, и мобилизационную готовность Вооружённых Сил страны. Первый опыт работы в боевых условиях в предвоенные годы служба получила на озере Хасан, на Халхин-Голе и в других конфликтах. Состояние системы обеспечения войск горючим было проверено в крупнейших манёврах и учениях под Киевом и Харьковом. Опираясь на мощную нефтяную отрасль промышленности в государственной собственности и имея собственную инфраструктуру, продуманно и реально ориентированную на обеспечение боевых действий войск по опыту учений и манёвров, Служба горючего обеспечила все операции начального периода войны. За образцовое снабжение горючим боевых действий и проявленное мужество только за 1943–1945 годы орденами и медалями награждены 2.637 офицеров. В послевоенные годы в условиях гонки вооружений, вызванной «холодной войной», Службе горючего пришлось внимательно следить за развитием ВВТ и своевременно реагировать на растущие требования к ГСМ. В 1946 году начался переход военной авиации на реактивную технику. Потребовался новый вид горючего для реактивного двигателя с высокими требованиями к его качеству. Резко возрос расход авиационного горючего. Растущие объёмы поставок горючего войскам в современных стратегических операциях по опыту крупных учений и манёвров потребовали проведения целого ряда организационных мероприятий, среди которых революционным было создание трубопроводных войск. В кратчайшие сроки были образованы сначала трубопроводные батальоны, а затем бригады. Началась подготовка кадров для их укомплектования. Трубопроводчики продемонстрировали эффективность полевых магистральных трубопроводов во время афганской войны и в чрезвычайных ситуациях, среди которых последствия землетрясения в Спитаке, Чернобыль, массовые пожары на торфяниках и др. Особое место в истории Службы горючего занимает афганская война, в которой она показала свою высокую профессиональную подготовку и воинскую доблесть. Именно там полевой магистральный трубопровод стал наиболее эффективным.

— Как известно, эффективная работа Службы горючего дала толчок для развития прикладных отраслей химии...

— В системе Службы горючего зародилась и выросла новая отрасль прикладной науки — химмотология. Вначале это была военная химмотология, а ныне это общепризнанная наука, имеющая различные отрасли, например авиационная химмотология. В 1946 году в Службе горючего был создан научно-исследовательский институт химмотологии, ныне — ФАУ 25-й Государственный научно-исследовательский институт химмотологии, возглавляемый доктором технических наук генерал-майором запаса Владимиром Середой.

— Были у Службы горючего и непростые времена?..

— К сожалению, да. Страницы нашей истории помнят май 1992 года, когда начался новый период в истории страны и всех Вооружённых Сил. Служба горючего здесь, безусловно, не осталась в стороне. В новых экономических условиях резко усложнилась задача обеспечения войск всей номенклатурой горючего и смазочных материалов, ракетным топливом и техническими средствами. Вместо фондов на централизованную и децентрализованную поставку государственные органы стали только назначать бюджетные ассигнования на закупку нефтепродуктов. Вошли в жизнь такие понятия, как «маркетинг», «конкурсы», «контракты». Решение этих задач потребовало повышения уровня экономической и юридической подготовки наших кадров.

— Вспоминается «горячее» лето 2010-го. Как проявили себя подчинённые вам части в борьбе с лесными пожарами?

— При массовых пожарах летом 2010 года два трубопроводных батальона обеспечили подачу более 1 млн. тонн воды для их тушения и обводнения осушенных ранее торфяных болот. 15 августа этого года командир трубопроводного взвода лейтенант Николай Кузьмин совершил настоящий подвиг. Попав в огненную ловушку, он проявил мужество и отвагу, своими грамотными действиями спас подчинённых и дорогостоящую технику, за что был удостоен высокой награды — ордена Мужества.

— Не секрет, что с переходом Вооружённых Сил к новому облику часть функций Службы горючего была передана сторонним организациям. Насколько успешно они справляются с имеющимся объёмом задач?

— Всеобщая тенденция передачи функций технического и тылового обеспечения Вооружённых Сил специализированным гражданским организациям зарекомендовала себя с положительной стороны. Успешно идёт внедрение аутсорсинга и в системе обеспечения войск горючим. Заправку летательных аппаратов на аэродромах Минобороны России авиационным керосином теперь осуществляют топливозаправочные гражданские организации. При этом эта компания на выделенных земельных участках военного ведомства обязана за свой счёт создать современные объекты ТЗК, соответствующие требованиям гражданской авиации. Этот процесс жёстко нами контролируется. После завершения строительства новые объекты передаются в собственность Минобороны РФ и продолжают использоваться организацией на безвозмездной основе. В общем, аутсорсинговая система приносит определённые плоды. Она внедряется на авиабазах ВВС, пусть пока и не везде. С 2011 года такая работа организована ЗАО «Газпромнефть-Аэро» на 11 аэродромах, среди которых Чкаловский, Хурба, Украинка, Домна, Толмачёво, Энгельс, Крымск, Левашово, Тверь, Воронеж. В текущем году компании планируется передать ещё 11 аэродромов. Работа с компанией освободила Министерство обороны от длительных и зачастую безрезультатных аукционных процедур, исключены утраты и несанкционированный расход горючего, значительно повысились технологическая культура, уровень контроля качества горючего, появилась возможность отказаться от необходимых уже сейчас многомиллиардных вложений в реконструкцию материальной базы ТЗК. Компания уже вложила 40–50 млн. рублей в каждый аэродром. Эти средства направлены на закупку новых аккумуляторов, шин, фильтров, лабораторного оборудования. В текущем году начнётся проектирование, а в следующем — строительство новых объектов ТЗК. Свою заинтересованность в этом направлении проявили и другие нефтяные и топливозаправочные компании (Роснефть, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, Аэрофьюэлз), что позволяет рассчитывать на передачу основных аэродромов Минобороны РФ на аутсорсинг в течение двух лет. Кроме того, в этом году планируется осуществлять заправку автомобильной техники видов и родов войск Вооружённых Сил РФ в 96 городах и населённых пунктах на гражданских АЗС. Положительные результаты — отсутствие лишних этапов перевозок и перевалки горючего с неизбежными его потерями, а также возможность круглосуточной заправки. Ну а проблема — общая для всех видов обеспечения нефтепродуктами нестабильность цен, препятствующая заключению долгосрочных контрактов. Что касается заправки кораблей и судов ВМФ России сторонними организациями, то с 2011 года в иностранных портах Мирового океана её производит ОАО «Совфрахт», уполномоченная Правительством РФ для пополнения всех видов запасов организация, основанная Минтрансом России.

— Когда всё-таки завершится переход всех частей на аутсорсинговую систему?

— На мой взгляд, аутсорсинг охватит все части только в том случае, если удастся добиться организации заправки техники горючим непосредственно в парках воинских частей и на полигонах, обеспечения воинских частей смазочными материалами и специальными жидкостями. Для достижения данной цели этим структурам при необходимости могут быть переданы склады, заправочные пункты, хранилища тарных нефтепродуктов. С этого года также планируется организация сервисного технического обслуживания вооружения и военной техники войск силами единственного исполнителя — ОАО «Оборонсервис». В круг его обязанностей включены работа со средствами заправки и транспортирование горючего. Необходимые для замены детали и агрегаты закупаются организацией самостоятельно или при наличии на складах Минобороны РФ выдаются. Подчёркиваю, что переход на аутсорсинг не означает ликвидации Службы горючего. На меня, как начальника службы горючего, по-прежнему возлагаются обязанности поддержания боевой готовности, подготовка расчётов потребности в горючем как в мирное время, так и в особый период, контроль обеспеченности воинских частей ГСМ, исполнения контрактов аутсорсинговыми организациями и качеством оказываемых услуг и главное — выполнение своих задач в военное время.

Просмотров: 5902 | Добавил: admin | Теги: Служба горючего
Всего комментариев: 0
avatar

copyright aznunion © 2009-2024
Яндекс.Метрика